Идея сверхкомпактного стандартного объектива-«фикса» в том или ином виде приходит ко всем производителям фототехники, но одним из пионеров в этой области по праву считается Pentax. Еще в 1976 году на очередном витке погони за компактностью был представлен SMC Pentax-M 40mm f/2.8, который был по достоинству оценен фотолюбителями:
В цифровую эру компания Pentax решила переиздать этот «блинчик», обновив просветление и добавив автофокус, в рамках своей знаменитой серии Limited:
Объектив весьма компактен – ведь кольцо диафрагмы исчезло, управляется она с камеры – и связка камеры с объективом становится ощутимо меньше.
Корпус объектива металлический, собран отлично, в комплект поставки входит круглая бленда. Диаметр резьбы под светофильтр без бленды 49 мм, с надетой блендой – 30.5 мм (на бленде тоже есть резьба, на которую навинчивается маленькая металлическая крышка). Оправа под светофильтры не вращается, найти фильтры на 49 мм тоже не проблема.
Обе крышки удаляются только путем отвинчивания – молниеносно с объектива их не снимешь. Вопрос решается приобретением обычной крышки на 49 мм и ее использованием без объективной бленды.
Уже с открытой диафрагмы f/2.8 DA 40mm f/2.8 Limited выдает весьма детализированную картинку – резкость и детализация хороши по центру, по краям немного хуже, но уже на f/5.6 резкость по полю почти равномерна. При дальнейшем закрытии диафрагмы резкость еще немного растет, на f/11 достигая своего максимума:
1/30 сек | f/5.6 | ISO 800
В начале 2012 года Pentax представил беззеркальную камеру K-01, для которой дизайнер Марк Ньюсон разработал еще более компактный DA 40mm f/2.8 XS (что, видимо, можно расшифровать как Extra Small).
Объектив получил еще более компактный корпус и выступает из байонета всего на 9.2мм:
Диаметр резьбы под светофильтр у нового «блинчика» - 27 мм, что соответствует стандартному диаметру объективов видеокамер. Крышка пластиковая и держится на трении – ее легче снять, чем крышку DA 40 2.8 Limited, но и легче потерять.
Минимальное расстояние фокусировки составляет 40 см, что вполне обычно для такого компактного объектива. Характер размытия фона мягкий, довольно красивый.
1/20 сек | f/2.8 | ISO 800
Сравнение
В плане фотосъемки оба объектива ощутимо шумят при фокусировке (встроенного привода автофокуса у них нет – крутящий момент передается из камеры), но DA 40mm f/2.8 XS в режиме Live View фокусируется немного быстрее – он был создан вместе с камерой, которая использует только контрастный автофокус для наводки на резкость.
Характер формируемого изображения очень похож на DA 40mm f/2.8 Limited, однако субъективно может показаться, что у XS-версии немного больше хроматических аберраций на диафрагмах от 2.8 до 5.6. При дальнейшем прикрытии детализация приближается к равномерной.
В целом качество съемки 40 f/2.8 XS, за исключением небольшого количества хроматики, практически идентично качеству фотографий с Limited-версии этого объектива.
Так что же выбрать?
Казалось бы, ответ прост. Но при внимательном рассмотрении у каждого объектива находятся свои преимущества и недостатки:
На стороне «классической» Limited-версии отличный конструктив, металлический корпус, возможность использовать распространенные фильтры на 49 мм и чуть меньший уровень хроматических аберраций.
Pentax DA 40mm f/2.8 XS берет в первую очередь ценой – он ощутимо дешевле своего металлического собрата, а снимает почти так же. К тому же объектив еще компактнее в размерах и немного быстрее фокусируется в режиме Live View (хотя оба объектива наводятся довольно резво).
Так что фотографу при выборе 40-мм «блинчика» на Pentax будет над чем поразмыслить.
Дополнительные примеры фотографий
1/30 сек | f/4 | ISO 800 | объектив DA 40mm f/2.8 Limited
1/30 сек | f/4 | ISO 800 | объектив DA 40mm f/2.8 Limited
1/10 сек | f/3.5 | ISO 1600 | объектив DA 40mm f/2.8 XS
1/4 сек | f/3.5 | ISO 1600 | объектив DA 40mm f/2.8 XS