Наверное, каждый фотограф при съемке зданий широкоугольным объективом обращал внимание на сходящиеся вертикальные линии у зданий и ощущение «заваленности» снимка. В особенности этот эффект проявляется при съемке сверхширокоугольными объективами. Связано это с тем, что оптическая ось объектива не параллельна земле (фотограф снимает с низкой точки, направляя аппарат вверх), что приводит к перспективным искажениям. Камеру можно выровнять параллельно земле, но в большинстве случаев захватить все здание целиком не удастся.
1. Камера параллельна земле (здание не помещается в кадр целиком)
2. Съемка наклоненным вверх фотоаппаратом приводит к перспективным искажениям
3. Сдвиг оптической оси позволяет убрать искажения и поместить все здание в кадр
Здесь на помощь приходит первая функция tilt-shift объектива – возможность сдвигать оптическую ось относительно центра матрицы фотоаппарата. Можно установить фотоаппарат параллельно земле и сдвинуть объектив таким образом, чтобы в кадр попало здание целиком:
Это свойство tilt/shift объективов широко применяется при пейзажной, архитектурной и интерьерной съемке и помогает избежать (или наоборот - усилить) перспективных искажений.
Другое свойство этих объективов – функция отклонения оптической оси для обеспечения максимальной глубины резкости – или же создания эффекта «миниатюры»:
Компания Canon представляет на рынок целую линейку этих специализированных объективов, покрывающих основные фокусные расстояния: 17, 24, 45 и 90 мм.
Второй по «широкоугольности» объектив этой линейки Canon TS-E 24mm f/3.5L II относительно недавно был переиздан, и на рынок поставляется вторая версия этого объектива с переработанной оптической схемой и просветлением (об этом говорит цифра II в названии).
Аббревиатура TS-E, встречающаяся в названиях всех объективов этой серии, говорит о том, что объектив может отклонять и сдвигать оптическую ось (tilt/shift), управление диафрагмой при этом электронное. Наводка на резкость у всех TS-E объективов производится вручную.
Второй объектив из этой серии, обладающий стандартным углом зрения, также поможет качественно произвести коммерческую съемку архитектуры и интерьера – это Canon TS-E 45mm f/2.8:
В связи с «нормальным» фокусным расстоянием его оптическая схема проще, чем у 24-мм широкоугольного собрата.
Третий объектив из этой серии Canon TS-E 90mm f/2.8 отлично подойдет для предметной и макросъемки – он способен наводиться на резкость с 50 см, а в сочетании с 90 мм фокусного и возможностью использовать макрокольца мы получаем очень качественный инструмент для съемки в различных жанрах.
Возможность отклонять оптическую ось особенно заметна при съемке близко расположенных объектов:
Глубина резкости и характер размытия также зависят от того, в какую сторону отклонен объектив:
Фотографии в статье (с) Canon Digital Learning Center
Все три tilt/shift объектива Canon доступны к заказу в ERC: