19.01.2011

Транспортировка грузов. Сможете ли поставить груз на условии DDU ? Уже нет. DOT или DOP !

Сможете ли поставить груз на условии DDU ?  - Уже нет, теперь DOT или DOP !
И о других изменениях в  Insoterms-2011

Новые правила применения международных торговых терминов Инкотермс призваны усилить интеграцию Украины в мировую торговлю. Международная торговая палата (ICC)  изменила правила толкования некоторых терминов международной торговли Инкотермс (International Сommerce Terms — Incoterms).  Привычного в последние годы  для ИТ рынка термина DDU больше нет, он заменен на другие.  Основной состав общих терминов теперь сокращен с 13 до 11. Изменены правила допустимой области их применения. Новые нормативы вступили в силу 1 января 2011 года. 

Правила пересматриваются регулярно один раз в десять лет — с целью адаптации к постоянно меняющимся условиям международной торговли.  Разрабатывает правила ICC, действующая с 1919 года и включающая сегодня тысячи предприятий из 130 стран. Торговые термины созданы ICC еще в 1936 году (менялись в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 го­дах.). Термины определяют обязанности продавца и покупателя при внешнеторговой сделке, что снижает риски в торговой деятельности. Эти обязанности предусматривают ответственность за оплату доставки, таможенного оформления и страхования рисков на пути следования товара в зависимости от обозначенных стандартных условий поставки. Ранее действовала версия толкования, введенная в 2000 году, по которой все обозначения были разделены на четыре группы по первой букве:

  • отправка (Е)
  • основная перевозка не оплачена продавцом (F)
  • основная перевозка  оплачена продавцом (С
  • прибытие (D).

Теперь все одиннадцать определений разделены на две группы по другому признаку :

I. используемые при перевозке любым транспортом    (EXW, FCA, CPT, CIP, DDU, DAT, DAP, DDP);
II. только для водного, морского или внутреннего водного, (FAS, FOB, CFR, CIF)

Кстати, последние часто ошибочно используются, когда водного транспорта и не предполагается, вместо правильных, например,  FCA или EXW.

Вместо прежних четырех терминов, обозначающих прибытие товара (DAF, DES, DEQ, DDU), введено два новых: DAT (Delivered at Terminal — “поставка на терминале”) и DAP (Delivered at Place — “поставка в пункте”).

риски в торговой деятельности

 К сожалению, последняя версия Инкотермс в украинском законодательстве пока не отражена. Ссылаясь на мировую практику, ICC предлагает рассмотреть другой вариант регулирования: когда термины правомочны не как законодательный норматив, а как признаваемые торговые обычаи. Плюсом последнего варианта использования, по оценкам экспертов, может быть формирование более цивилизованной и доверительной (особенно в глазах Запада) деловой среды в Украине.

Вполне возможно, что в украинских реалиях, в условиях размытого законодательства, допускающего различные прочтения и толкования, опора на “честное слово” операторов при употреблении терминов способно привести к разночтениям и конфликтам. В на­сто­я­щие вре­мя при­ме­не­ние пра­вил Ин­ко­термс признано в Укра­ине законодательно только в ре­дак­ции 2000 го­да и ре­гу­ли­ру­ет­ся ука­зом пре­зи­ден­та Укра­и­ны "О при­ме­не­нии Меж­ду­на­род­ных пра­вил ин­тер­пре­та­ции ком­мер­че­ских терминов" 567/94 от 4 ок­тяб­ря 1994 го­да и ста­тьей 265 "До­го­вор поставки" Хо­зяй­ствен­но­го ко­дек­са Укра­и­ны, а так­же По­ло­же­ни­ем о внеш­не­эко­но­ми­че­ском до­го­во­ре (кон­трак­те).

Есть еще ряд изменений, в частности, вводится обязательное минимальное страховое покрытие при базисах СIP и CIF, однако без покрытия рисков, возникающих в результате пиратского нападения. Сразу вспоминаются пираты Сомали, хотя и иных случаев немало. 

Следующего обновления правил Инкотермс наверно опять  ждать лет  десять. Десятилетнего интервала коррекции не изменил даже прошедший (или проходящий ?) глобальный кризис, тем более вряд ли что-то изменится при тенденции на восстановление нашей и мировой экономики.